Жизнь как игра в крикет: гештальт-терапия приглашает к творчеству
Правила, которых нет
В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть удивительная сцена — игра в крикет, где мячом служит ёж, клюшкой — фламинго, а воротами — карточные солдаты. Правила этой игры абсурдны и постоянно меняются: ёж уползает с поля, фламинго отказывается слушаться, солдаты внезапно падают или уходят размяться. Королева то и дело кричит: «Отрубить голову!», и никто не знает, кто и как ведёт счёт.
Эта метафора, на мой взгляд, точно описывает жизнь: мы готовимся, учимся, строим планы, но рано или поздно сталкиваемся с тем, что наш «ёжик» отказывается катиться по намеченной траектории. Более-того, считаю, что мы каждый день сталкиваемся с подобным. Жизнь не предсказуема, мы находимся в постоянном взаимодействии с другими людьми, обстоятельствами, погодными условиями, и все это оказывает на нас свое влияние. И справляться с этим бывает сложно. Но, на мой взгляд, там, где происходит «сбой программы» начинается самое интересное. Неопределенность жизни может пугать, но одновременно и увлекать, и давать свободу творчества.
Крикет Алисы: жизнь как импровизация
В отличие от классического крикета, где есть чёткие правила, в игре Алисы всё основано на спонтанности и творчестве. Здесь нет судьи, который объявил бы поражение, нет фиксированного результата — есть только процесс, наполненный неожиданностями. Считаю, что крикет Алисы – это в большей степени похоже на реальность, чем классический крикет. Только мы зачастую действуем так, как если бы было наоборот.
Попробуем изменить свой взгляд, свое отношение:
• Хаос и неопределённость пугают, но они же дают свободу — возможность переписать игру по ходу действия.
• Можно злиться на «непослушный мяч», а можно увидеть в этом шанс научиться чему-то новому (сначала, конечно, можно и позлиться).
• Если солдаты упали – возможно, теперь ворота стали ниже, и забить гол проще? Или можно построить новые ворота?
• Главное правило игры — отсутствие правил. Или, точнее, их постоянное изменение. Важно не то, как „должно быть“, а то, что происходит прямо сейчас» (как сказала бы гештальт-терапия).
Гештальт-терапия: лепить форму из хаоса
Гештальт-терапия как раз направлена на развитие способности быть автором своей жизни. Это: Не «как бы не проиграть по чужим правилам», а «как создать свои из того, что летает вокруг». А нестабильность становится не помехой, а материалом, как глина в руках скульптора.
• Хаос — это глина. Вместо того чтобы бороться с нею, можно создать из неё новую форму.
• Нет «неправильных» движений. Есть опыт, из которого можно делать выводы.
• Фокус на процессе, а не на результате.
Как играть в «крикет Алисы»?
Отказ от иллюзии контроля:
Мы недовольны, когда жизнь идёт не «по плану». Но что, если принять, что контроль — это иллюзия?
Творческое приспособление:
Фриц Перлз (основатель гештальт-терапии) рассматривал человека как творца своей реальности, способного к осознаванию (awareness) и творческому приспособлению (creative adjustment). Он говорил, что невроз — это «нарушение творческого приспособления к среде». В контексте крикета Алисы это звучит особенно актуально: мы можем перестать бороться с «неидеальными» условиями и начать творить из того, что есть. Гештальт-терапия учит не «терпеть» хаос, а использовать его как материал.
Танец вместо борьбы
Алиса могла бы усиленно скручивать шею фламинго в «правильном направлении» пока не скрутила бы ее совсем… но что, если начать двигаться вместе с фламинго?
Жизнь — это не матч с судьёй, а танцевальная импровизация. Иногда вы ведёте, иногда — слушаете. Но если вы в ритме, даже хаос становится музыкой.
Фриц Перлз часто использовал метафору «контакта и отступления» — как дыхания: мы то выходим в мир, то возвращаемся к себе. Танец с непредсказуемостью — это и есть такой ритмичный, живой контакт со средой, без слияния и без разрушения.
Если вам кажется, что ваша жизнь напоминает крикет Алисы — где правила непонятны, фламинго не слушается, а королева пугает казнями — это не значит, что вы «проигрываете». Это значит, что вы в игре.