Беззвучный плач: почему дети тонут в депрессии молча

Когда-то мне на глаза попался пост о том, как тонут дети. Спасатель рассказывал, как он стал свидетелем спасения утопающего ребенка на глазах их ни о чем не подозревающих родителей. Им повезло. Рядом купался моряк. Он понял, что происходит и успел среагировать вовремя.
Вторая неделя работы в службе психологической помощи вызвала в памяти этот пост. Наши дети тонут на наших глазах, а мы этого не замечаем. Я пишу наши, потому что это происходило и в моей семье тоже. Только чудо спасло меня от трагедии.
Тонущий ребенок не выглядит как в голливудских фильмах. Он не зовет на помощь, не кричит «Тону, спасите, помогите!». Он просто погружается под воду, как будто играет в ныряние.
Ребенок с тяжелой формой депрессии, с которой уже необходима медикаментозная поддержка или даже госпитализация не придет к маме и не скажет, мама мне хочется умереть, я режу свое тело, чтобы физическая боль заглушила душевную, я сломал дверь, потому что не мог сдержать гнев на несправедливые или справедливые упреки.
Депрессия не проходит сама. Даже если ребенок выживет, перерастет подростковую гормональную бурю, она превратиться в комплексное посттравматическое стрессовое расстройство и будет как бетонная плита, как асфальт подавлять развитие человека, ломать или уродовать его отношения с партнером, своими детьми, родителями и коллегами.
Каждый раз, когда я прошу пройти ребенка тест на депрессию и вижу результат средняя или тяжелая, я сразу прошу его сообщить об этом родителям. Всегда слышу ответ, меня не услышат, скажут, что я все это придумал, начитался в интернете. Из самого страшного: Мама боится, что меня посчитают психом и Мама запрещает мне ходить к психологу.
В первом случае есть надежда, что родители просто не подозревают как плохо их ребенку, и если до них достучаться, то они начнут спасательные мероприятия. Во втором случае мне остается только молиться, чтобы ребенок смог дожить до совершеннолетия и сам начал себя спасать.
Без помощи психиатра с депрессией очень сложно справиться. Психотерапия КПТ, которая показана при депрессии не может пробиться через высокий уровень тревоги. Страх и рассудочная деятельность мало совместимы. А без психотерапии спираль негативного мышления затягивается каждый день все туже.
На всякий случай делюсь своим опытом. Может кто-то из родителей воспользуется этими рекомендациями.
О тяжелой депрессии ребенка можно догадаться по косвенным признакам:
Апатия, вялость, постоянная сонливость или бессонница
Вспышки ярости по накалу не соответствующие ситуации,
Следы от порезов, ожоги,
Постоянная плаксивость,
Резкое снижение или набор веса без причины,
Потеря интереса к обычным увлечениям,
Чрезмерная фиксация на недостатках своей внешности,
Пирсинг, татуировки, очень экстремальные образы в одежде,
Интерес к фильмам ужасов, рисунки хардкор тематики,
Чтение или написание депрессивных стихов, прослушивание депрессивной музыки,
Увлечение эзотерикой, связанной с темой смерти,
Употребление алкоголя и наркотиков, другие зависимости,
Регулярные проблемы с ЖКТ, астма.
Если эти признаки длятся достаточно долгое время (месяцы и годы) и признаков несколько, имеет смысл показать ребенка специалисту. Лучше к психотерапевту или клиническому психологу. Можно и просто к психологу. В социальных центрах помощи семьи и детям, у школьного психолога проверить есть ли подозрение на депрессию и оценить ее тяжесть можно быстро и совершенно бесплатно.