Дело во внутреннем критике или как психолог может сделать хуже

Есть такой психологический подход, описывающий человека и его поведение, который называется транзактным анализом.
Его краткое описание:
Транзакция - единица общения (стимул - реакция). (Психологи говорят трансакция, но я изначально программист, потому не изменяю своей привычке говорить через кавычки)
Когда мы общаемся с другим человеком, мы обмениваемся этими транзакциями между нашими тремя эго-состояниями и тремя эго-состояниями собеседника.
Эти состояния: ребенок, взрослый и родитель (он же критик или внутренний критик).
А теперь к заголовку публикации:
Мало того, мы кидаемся между этими состояниями при общении с другими людьми. Эти состояния еще и взаимодействуют между собой внутри человека.
Здоровая ситуация:
- Ребенок побуждает нас к действиям, творчеству, содержит в себе различные импульсы. Одним словом - ребенок и ребенок. Все самое прикольное и светлое, что можно взять от детского состояния во взрослую жизнь.
- Родитель или критик содержит установки, перенятые извне, в основном от родителей. Эти установки помогают нам выжить в этом непонятном и огромном мире. Короче говоря, не умереть.
- Взрослый - осознанный, расчетливый, оценивает текущую реальность. Слышит своего внутреннего ребенка, учитывает критику родителя, действует максимально выгодно для своей личности в конкретной ситуации.
По идее именно к такому состоянию этих субличностей и стремятся во время консультаций и психотерапии.
А теперь опишу, как это устроено у людей, которые приходят к психологу:
- Ребенок максимально подавлен. Что человек хочет, он не знает. Свои потребности он не чувствует.
- Родитель - критик в самом критичном смысле. Это постоянное нет, нельзя, плохой, никчемный в голове у клиента.
- Взрослый - вышел из чата, как говорится.
Как с этим работают многие психологи:
Замечают потребности внутреннего ребенка, реализуют их.
Развивают осознанность, внутреннего взрослого (но этим занимаются в меньшей степени, потому что тупо сложнее).
Признают тревоги внутреннего родителя, трансформируют критику в заботу? Он успокаивается и появляется баланс? Нет. Обвиняют во всех бедах внутреннего критика, а заодно с ним и родителей, из которых этот критик был сформирован.
Да, к сожалению именно так. Конечно же, психолог не делает это прямо. Озвученный мотив у него именно в признании заботы критика/родителя.
Но основная работа идет не на озвученных словах, она во внутреннем отношении, она в невербалике.
И что же говорят психологи на сессиях и в соцсетях?
- а, опять критик включился...
- так, это критик говорит, а что чувствуешь ты?
- ну-ка, давай критика уберем в сторону
- иллюстрации и видео на тему гармонии ребенка со взрослым и антагониста-злодея критика
- и так далее...
Особенно удручающе это видеть у психологов, работающих в подходах с ключевым принципом внутренней демократии (все голоса нужны и важны).
И такое отделение внутреннего критика хорошо ложится на клиента. Ведь так легко сбросить с себя ответственность, обвинить через образ критика своих родителей во всех бедах и ничего не решать. В моменте человеку становится лучше. Психологу он безгранично благодарен, внутренний ребенок наконец-то накормлен вниманием. Работа идет, все заняты и рады.
Но что чаще всего происходит дальше?
- внутренний ребенок занял доминирующую позицию (а он, напомним, обижен)
- начинаются конфликты с реальными родителями и всеми теми, кто может нести критику вокруг клиента в жизни (коллегами, друзьями, соседями, партнером)
- растет зависимость от психолога, ведь он становится тем самым единственным принимающим все капризы внутреннего ребенка
- разрастается тревога, потому что человек разом отказался от всех стратегий и паттернов выживания, которые давал внутренний критик. Клиент потерян, а обида на окружающих уверенности не добавляет
- психолог не замечает, где работа свернула не туда. Он лечит то, что приносит клиент здесь и сейчас, разбирает конфликт с мамой, дает техники дыхания и безопасного места, советует добавить успокоительные, ищет другие причины текущего состояния.
- клиент в итоге чаще всего уходит, скорее всего тихо и мирно
- психолог думает, что помог (нет). Выкладывает у себя в соцсетях позитивный отзыв, полученный где-то на этапе клиентской эйфории от поддержки внутреннего ребенка.
- у клиента возвращается критик и старый уклад жизни, или он переходит к другому специалисту.
И что делать, чтобы избежать этого?
- Клиенту стоит замечать: если хоть какая-то из его частей, качеств или действий начинает отодвигаться или критиковаться психологом, то надо озвучивать замеченное прямо на консультации.
Психолог, хоть и личность со своими взглядами, но всегда должен занимать нейтральную позицию в общении с клиентом. Он никого не обвиняет (в том числе родителей и партнеров, явно или через образ внутреннего критика). Он не исключает никакие из сторон клиента.
- Психологу необходимо в первую очередь работать над собой. В сессии с клиентом он - инструмент.
Все данные, что мы используем в работе, приносит клиент. А психолог лишь добавляет полученные им знания и навыки для решения поставленных задач.
Любой маленький кусочек своей личной обиды или гнева способен, как вирус, заразить терапию и клиента, потому что психолог всегда имеет доминирующую позицию в работе.