Как часто вам приходилось иметь дело с агрессивным собеседником? Будь то знакомый, коллега или член вашей семьи, агрессия - это способ общения, который никому не нравится.
Однако, в жизни случается иметь дело с подобными собеседниками не только на работе, но и в семье.
Использование обобщений: «ты всегда ...»; "ты никогда не делаешь ...".
Использование суждений: «Ты не в состоянии»; «ты неприятна»; «ты всегда думаешь, что знаешь всё».
Интерпретации: «Ты так говоришь, потому что не можешь этого сделать"; «ты так ведёшь себя, потому что знаешь, что ошибаешься».
Проповедь: «Я ожидал от тебя более мудрого поведения»; «тебе следует быть осторожнее со своими словами, потому что придётся отвечать за последствия».
Повышенный тон голоса.
Прерывание разговора.
Мимика лица.
Напряжение в теле.
Быстрые или резкие жесты (хлопает дверью, удары кулаком по столу и т.д.).
Кроме того, агрессивный собеседник вас просто не слышит.
Итак, вы находитесь в присутствии человека, который нападает на вербальном и невербальном уровнях и не слышит вас. Это, конечно, непростая ситуация, но что можно делать, а чего нельзя?
Избегайте агрессивных ответов: если вы, в свою очередь, ответите повышением голоса, обобщением и осуждением, результатом будет усиление агрессии. Проблема, которая вызвала дискуссию, будет упущена, а общение состоять из взаимных нападок. Ошибочно считать, что, нападая на другого или, что еще хуже, заставляя его чувствовать себя виноватым, можно остановить агрессию. Это ловушка: вызывая у другого человека чувство вины и заставляя чувствовать себя осужденным, вы только ухудшите качество отношений и оставите проблемы нерешенными.
Не отвечайте в пассивном стиле: неважно, какова роль другого человека, будь то ваш начальник, коллега, друг или родственник. Пассивное слушание и согласие со всеми нападками и суждениями приведет лишь к тому, что другой человек поймет - с вами можно так обращаться.
Избегайте «намеков». К сожалению, этот способ общения чаще всего используется, но он бесполезен. Его эффект сам по себе отрицательный, и становится еще хуже, если человек использует его вместе с пассивным поведением. На самом деле, другой даже не понимает их.
Поддерживайте зрительный контакт. Человек повышает голос, пытаясь таким образом показать власть над вами. Ваши ответы (вербальные и невербальные) должны посылать агрессору сообщение о равенстве в отношениях. Зрительный контакт - это важный элемент такого посыла.
Сосредоточьтесь на содержании: если есть проблема, вы должны сосредоточиться только на ней, иначе возникает деструктивный конфликт и проблема сохраняется. Например, когда вы сталкиваетесь с фразой: «твоя работа - отстой», задайте вопрос: «Что с ней не так?»; если человек уходит от проблемы, произнося фразу: «всегда одно и то же», скажите следующее: «Я понимаю, что ты очень зол, но давай остановимся на этой ситуации и попробуем найти решение».
Спокойно заявите о том, что вы считаете неприемлемым. Если человек оскорбляет вас - он не имеет на это права, какую бы роль он не играл в вашей жизни и какую бы ошибку вы не совершили. Отсутствие подобного заявления с вашей стороны заставляет другого поверить в то, что он имеет такое право. Любой человек, оскорбленный или осужденный, будет чувствовать унижение, чувство вины, стыда или гнева. Независимо от того, кто виноват, а кто прав в конфликте, эти эмоции только ухудшают отношения и препятствуют личному росту и развитию отношений. Итак, если человек оскорбил вас, спокойно ответьте: «Я понимаю, что ты зол и недоволен, но ты не можешь меня оскорблять».
Сохраняйте свои позиции. Если приняли решение, то отстаивайте его: «Я понимаю твою точку зрения, но не могу этого допустить».
Часто бывает, что люди ведут себя с вами агрессивно, потому что есть «внутренние проблемы», которые вы носите с собой всю свою жизнь. Если вы неправы или ошибаетесь, то принимаете оскорбления.
На самом деле принятие агрессивного поведения в общении во избежание разрыва отношений только повышает его вероятность. В будущем агрессивное общение не прекратится, а наоборот, усилится. Результат: ухудшение отношений или их разрыв.
Источник фото: Pexels