Отсутствие любви к себе, рана души

Отсутствие любви к себе - одна из самых больших травм нашей души. Это может происходить из-за отсутствия или прерывания эмоциональной связи в детстве. Как мы можем любить себя или других, если недостаточно получили любви в первые годы жизни?
Когда человек обращается за психологической консультацией, его первоначальный запрос, обычно, про существующие отношения. Желание расстаться с "токсичным" супругом, развод, кризис в паре, избавление от повторяющихся сценариев в отношениях, спасение отношений, отсутствие партнера, исцеление сексуальных травм и т.д. И все эти запросы ведут к одному вопросу: Как быть любимым?
Большинство людей неверно понимают любовь, попадая в зависимые отношения, отношения, в которых присутствует тотальный контроль, собственничество. Они бояться того, что их отвергнут.
Это поведение свойственно тем, с кем в детстве плохо обращались, не проявляли любви, нежности, эмоций. У таких людей не было эмоциональной привязанности в детстве, что является важной основой для самоуважения. Они выработали защитный механизм так, что бы никогда больше не чувствовать боли отвержения и покинутости. Их личность построена на стыде, вине, страхами перед собой и другими. Их ценности и связи повреждены и они "стремятся" в каждых отношениях испытывать нестабильность.
Можно ли во взрослом возрасте научиться любить себя и как?
Мы можем сравнить человеческую психику с оркестром. Каждый инструмент в нём имеет определенный тон, звук, отличный от других инструментов. Слушать один инструмент можно, но его репертуар и диапазон ограничены. Если все инструменты будут играть одновременно, то звук будет резким и неприятным для слуха. Когда появляется дирижер, он слушает инструменты, чтобы определить какой инструмент должен играть тише, какой громче, чтобы музыка звучала гармонично.
Люди, испытывающие трудности в отношениях, должны найти такого дирижёра, который настроит их оркестр. Первое время, этот дирижёр - психолог, затем психолог помогает клиенту найти своего дирижёра, который есть внутри каждого человека. Но из-за отсутствия эмоциональной связи в детстве, начинающего дирижера раздавили и отправили за сцену, поэтому он считает себя плохим дирижером, недостаточно компетентным, чтобы вернуться на сцену. Результат: инструменты звучат как попало. Психолог помогает настроить инструменты и вернуть себе уверенность в том, что он может управлять музыкой.
Эта аналогия применима к отношениям родитель / ребенок. "Достаточно хороший" родитель создает для своего ребенка безопасные условия для экспериментов, развивает его способность быть самим собой, учит физически и психически отделяться от родителей, чтобы достичь мастерства и самореализации.
Когда родитель отсутствовал эмоционально или физически, ребенок переживает разлуку в страхе и неуверенности. Он становится эмоционально заблокированным на ранних этапах развития. Став взрослым, он будет эмоционально зависеть от других и не сможет находиться наедине с собой.
Он не знает, как быть хозяином своего внутреннего мира, потому что боится жить там один. Поэтому он приглашает много гостей или, наоборот, укрывается в одном месте, которое хорошо знает. Но это не успокаивает его, всегда чего-то не хватает. Однажды, в этот мир врывается стихия, заставляя его покинуть зону комфорта. Часто, именно этот звонок приводит человека в психотерапию.
психолога?
Сознательно, человек представляет из себя взрослого человека, который хочет исправить ситуацию. А подсознательно он маленький ребенок, который отчаянно ищет того, кто полюбит его. Отдавать любовь он также не научился. Он заблокировал свою способность любить.
Вот почему психотерапия - это пространство для воспитания любви к себе.