Хочу написать об одной важной причине, которая побуждает детей не слушаться. Детям она знакома. И если мы, взрослые, попробуем мысленно заглянуть в свое детство, вспомнить себя детьми - возможно, тоже вспомним, что такое бывало. Но суета жизни с ее обязательствами и предписаниями так морочит нам головы, что мы забываем, каково это - быть ребенком, и перестаем понимать детей. Давайте вместе попробуем вспомнить этот кусочек. Или узнаем, что такое есть.
Когда я общаюсь с детьми, и мы обсуждаем отношения с родителями, они рассказывают мне о таком своем наблюдении:
● родители давят по поводу каких-то дел, которые нужно сделать, учебы и оценок;
● родители пытаются мотивировать, называя ребенка, например, неорганизованным, глупым, ничем не интересующимся, безвольным и другими словами в таком духе.
В этом случае у ребенка, в ответ, возникает потребность сопротивляться принуждению. Потому что согласиться выполнять то, что сказано в такой форме - значит одновременно согласиться с тем, что и "мотивирующие" слова - правда. И одновременно ребенок чувствует обиду, потому что знает, что он не такой, каким его описывают родители. Он чувствует, что их оценка не справедлива. У него есть СВОИ интересы, отличающиеся от интересов родителей. И организованность, ум и волю он может проявлять там, где это ему важно и есть возможность. Если за вас все уже решили - места для воли и самостоятельности нет.
Конечно, бывают люди (любых возрастов), у которых нарушены мыслительные и волевые способности из-за травм мозга. Но это отдельная тема, мы говорим о здоровых. Кроме того, ребенок воспринимает эти слова родителей, как означающие, что родители его не любят, потому что он ущербный. А для ребенка любовь родителей равна безопасности, защищённости, праву быть и жить в этом мире просто по факту рождения. Это настоящий тыл и настоящий эмоциональный фундамент для всей жизни. А отсутствие любви - это отсутствие безопасности, и отсутствие права претендовать на что-то в этом мире и отсутствие права жить. Родители дают человеку возможность родиться и ощущение его места в мире. Наши удачи и неудачи, способность заявлять о себе и реализовывать себя, стрессоустойчивость - это всё есть, когда есть знание, что ты любим, важен и ценен.
И ещё одно интересное и важное наблюдение, которым делятся дети - это тот факт, что если ребенок сам захотел что-то сделать (убраться, вынести мусор, приготовить ужин - что-то из обычных дел, которые он умеет) - в таком случае дело делается с интересом, воодушевлением, хорошим настроением, быстро и легко. И получается хорошо.
Но если он не успел, пришли родители и начинают заставлять его делать это же самое дело, по поводу выполнения которого он только что испытывал такие положительные эмоции - желание тут же пропадает, и появляется отвращение к делу и противное ощущение по поводу себя и своей воли. Получается, что пытаясь мотивировать ребенка кнутом, родители, наоборот, разрушают его мотивацию, его собственную волю и самооценку.
Но и родителей можно понять. С одной стороны - мы все сами пережили свое детство, много трудностей и получили много душевных травм в нём. А с другой стороны, на обычных взрослых, живущих обычной жизнью, какой живёт большинство - лежит большая ответственность за семью, за финансы, за будущее, которое все труднее планировать. Родители волнуются о благополучии и будущем детей. И действуют в заданных условиях наилучшим из всех возможных в своем понимании образом.
Но если у вас, дорогие читатели, появилось желание попробовать расширить свои возможности общения как родителей, и есть готовность уделить этому внимание, время и деньги - я буду рад сопровождать вас в удивительном путешествии к счастливой и благополучной семье.