Пограничное расстройство личности и комплексное ПТСР: сходства и различия

Почему я решила объединить две темы?
По мнению ученого Сэма Веника эти два явления имеют одну суть. Просто у некоторых людей симптомы проявляются ярче, чем у других. Механизм же развития этих расстройств один и тот же.
Когда ребенок рождается, у него еще нет личности. Он чистый лист. Он имеет некоторые врожденные рефлексы, у него есть нервная система с определенными параметрами. У кого-то реакции торможения преобладают над реакциями возбуждения. У кого-то наоборот. Одни дети лучше воспринимают сигналы из окружающей среды, чем другие. Структура специфических нервных клеток в головном мозге отличается. Все мы разные с самого нашего рождения. Но это только матрица, на которую начинает каждый день, с первых минут рождения, а скорее всего и раньше, записываться наш жизненный опыт. А опыт бывает разным. Очень разным.
Ребенка окружают значимые люди. Их немного - мама, папа, бабушка, дедушка, дяди и тети, воспитатели, учителя. Они как-то воспринимают этого ребенка и возвращают ему его образ в виде оценок, посланий, установок. Постепенно образ каждого из значимых людей записывается на матрицу ребенка в виде субличностей.
Следующий этап развития - объединение этих субличностей в единую личность. Он должен закончиться к моменту выхода ребенка во взрослую жизнь. Они в идеале должны объединиться в единую взрослую личность. Должен сформироваться набор установок: что хорошо, что плохо, кто свои, а кто чужие, что можно, а что нельзя. Бывает так, что значимые люди транслируют ребенку совершенно противоречивые установки. За одно и то же поведение его сегодня ругают, а завтра хвалят, на словах транслируют ценности, а в поведении совсем другие, обесценивают качества ребенка и требуют быть лидером.
Если же в отношении ребенка применяется физическое или моральное насилие, память об этом насилии вытесняется из памяти в подсознание. Возникают пробелы в картине мира, которую психика заполняет фантазиями и домыслами. Чтобы выжить в этом хаосе психика изобретает изощренные способы. Часто это приводит к тому, что вместо единой личности формируется несколько субличностей, слабо объединенных между собой. В поведении это проявляется как нелогичность, непоследовательность суждений. Про такого человека говорят, что его правая нога не знает, чего хочет левая. И это не фигура речи, это правда так и есть. Такой человек ставит перед собой противоречивые и поэтому недостижимые цели.
Раз за разом, не добиваясь результата, он испытывает смесь из чувств стыда, разочарования, страха и гнева. Эти чувства высокой интенсивности обрушиваются на человека. Он их утилизирует либо внутрь, что приводит к различным серьезным заболеваниям, либо вовне, тогда с ним очень сложно строить общение.
Такой человек страдает сам и заставляет страдать других, особенно самых близких ему людей. Его поведение меняется мгновенно под воздействием триггеров - напоминаний о травматичном опыте. Любое слово, запах, фигура, звук, цвет могут поднять из подсознания чувства ужаса, отчаяния, гнева, которые копятся и откладываются в подсознание с годами. Причем эти чувства не сопровождаются воспоминаниями о самом травмирующем событии. Человек просто срывается как цепная собака и набрасывается на ни о чем не догадывающегося близкого или уходит в глубокую депрессию. Его жизнь это хаос.
Через некоторое время такой человек остается в изоляции. Мало кто может выдержать его общество. Часто у таких людей возникают зависимости и опасное поведение. Помогают таким людям психологи. Есть специальные методы, которые позволяют интегрировать свои субличности, объединить их в единую команду. Восстановить в памяти события из прошлого, постепенно проживая и отпуская тяжелые чувства, связанные с этим. После такой работы люди расцветают и живут полной и радостной жизнью.