Самоидентификация: Путешествие к Целостному Я

Понятие самоидентификации складывается из целостного ощущения своего Я, где человек, обладая здоровым критическим мышлением, осознает свои эмоциональные и телесные проявления, имеет глубокую связь со своими убеждениями, не интроецируя их из вне. Обладает гибкими внутренними границами, чувством внутренней опоры на себя, понимает свои мотивы и потребности, реализуя их без страха внешнего неодобрения.
Сложившаяся самоидентификация определяет самооценку личности - изначально формируется понимание «кто я», из чего складывается восприятие «какой я».
С первых лет жизни взаимоотношения родителей с ребенком непосредственно влияют на формирование самоидентификации и зрелой самооценки. На бессознательном уровне происходит присвоение ощущения своего Я - чем старше становится ребенок, тем больше появляется субъективных и объективных критериев, которые отражают, с одной стороны - понимание, осознание норм, правил, оценок, с другой стороны - принятие или непринятие этих объективных критериев и, в обоих случаях, оценку себя по ним.
Если со стороны родителей транслируется отрицание ребенка в его истинном проявлении, это эмоциональное отчуждение вынуждает его неосознанно идентифицировать себя с предписаниями близких ему людей, дабы не быть отвергнутым, что приводит к формированию ложной идентичности, основанной на интроектах.
Ребенок учится подчинять себя чужим потребностям, вытесняя свои собственные и воспринимая их, как угрозу для утраты любви и принятия.
В процессе взросления проблемы самоидентификации непосредственно сказываются на качестве жизни человека - возникают внутриличностные конфликты, сложности с самопредъявлением, социальным позиционированием. Страдают личностные границы, отсутствуют внутренние опоры, что может вызвать стойкую ригидность, связанную со страхом перед возможной неудачей. В связи с устоявшимися интроектами, человек ощущает внутреннюю пустоту, потерю ориентира в жизни, что приводит к эмоциональным страданиям.
Интеграция событий прошлого и осмысление раннего индивидуального опыта позволяет открывать смысл своих действий, поступков, поведения, что в свою очередь влияет на изменение личностных особенностей.
Проблемы с самоидентификацей и, как следствие, самооценкой приводят к размытым ориентирам, касающимся личного, социального и профессионального самоопределения.
При отсутствии контакта с собой теряется внутренний фокус, на котором концентрируются человеческие желания, чувства, знания и действия.
Это говорит о том, что самоидентификация имеет отражение в каждой сфере жизни человека, и находит место в контексте большинства психологических проблем!