Телефонофобия: боязнь телефонных разговоров и способы ее преодоления

Телефонофобия: боязнь телефонных разговоров и способы ее преодоления

Телефонофобия: боязнь телефонных разговоров и способы ее преодоления

Телефонные разговоры уже давно стали неотъемлемой частью повседневной реальности. И это закономерно, ведь они — наиболее простой и быстрый способ передачи информации. Казалось бы, что может быть проще — взять в руки трубку и набрать нужные цифры! Но для многих людей это действие — серьезное испытание их нервов на прочность.

 

Исторический экскурс

 

Боязнь разговоров по телефону появилась вместе с широким внедрением этого технического средства в повседневный быт. Упоминания такого феномена можно встретить в источниках, датированных началом прошлого века, но взялись за его тщательное изучение только в 80-х годах. У этого явления даже появилось научное название — «телефонофобия» или «телефобия».

 

В настоящее время данная фобия признана одной из разновидностей социального тревожного расстройства. Она поражает самых разных людей, вне зависимости от возраста или общественного положения и встречается повсеместно.

 

Почему телефон — это страшно?

 

Психологи, работающие с этой проблемой, отмечают общую тенденцию у пациентов с телефобией. Обычно их состояние обусловлено страхом получить негативную оценку или отказ. При этом не имеет значения, что обсуждается — повышение в должности или визит к стоматологу.

 

Для большинства страдающих от телефобии основная сложность заключается в том, что они боятся произвести плохое впечатление на значимого для них человека, от которого может что-то зависеть. Чтобы быть уверенными в себе, им требуется хорошенько обдумать свои ответы, но во время телефонной беседы это, как правило, невозможно.

 

Многие люди, особенно занятые торговлей, до последнего избегают созваниваться с потенциальными клиентами и предпочитают связываться с ними посредством мессенджеров или электронных писем. Мотивом такого поведения служит нежелание показаться слишком навязчивыми и вызвать раздражение.


Телефонофобия

 

Примечательно, что те, кого пугает необходимость позвонить куда-либо, могут прекрасно справляться с другими видами коммуникации: так, общение при личных встречах или в переписке не доставляет им никакого дискомфорта.

 

Полезные советы

 

Телефобия может серьезно ухудшить качество жизни и затруднить трудовую деятельность человека, особенно если его работа непосредственно связана с частыми звонками незнакомцам. К счастью, для таких людей существуют способы самопомощи.

 

Ключевой компонент избавления от страха — разрыв порочного круга, возникающего в результате стратегии избегания. Важно стараться не откладывать вызовы, а совершать их сразу, как только возникла в этом потребность.

 

Далеко не последнюю роль играет процесс подготовки себя к конфронтации с объектом фобии. Один из самых распространенных методов, используемых для этого — составление плана предстоящего диалога. 

 

Вот его примерные пункты:

 

1. Поприветствовать собеседника. Текст приветствия может иметь разную степень официальности. Она будет зависеть от того, с кем предстоит говорить.

 

2. Уточнить, верно ли набран номер и кто поднял трубку: «Это номер такой-то?» «Я бы хотел поговорить с ...» (иногда следует назвать не только имя, но и должность нужного человека. Целесообразно заранее уточнить эти данные).

 

3. Представиться: назваться полным именем и указать кто вы и из какой организации.

 

4. Обязательно поинтересоваться, удобно ли абоненту сейчас вести разговор! Это непременное правило хорошего тона.

 

5. Коротко и емко изложить причину своего обращения. Чтобы не сбиться, можно предварительно записать на бумаге то, что требуется сказать.

 

6. Поблагодарить за полученную информацию (или за внимание — в зависимости от контекста беседы).

 

7. Попрощаться.


Страх телефонных разговоров

 

Если такого списка окажется недостаточно, можно пойти еще дальше и составить своеобразную блок-схему грядущего разговора. При ее построении рекомендуется продумать не только свои фразы, но и возможные реплики собеседника, а уже исходя из них — запастись несколькими вариантами реакции на его слова. Не стоит пугаться, если человек начинает говорить что-то не предусмотренное в схеме. Можно просто слушать его и иногда поддакивать, пока он не начнёт задавать встречные вопросы.

 

И самое важное напутствие: улыбка — половина успеха! На другом конце провода ее услышат!


Начните онлайн-консультацию с психологом. 
 

Источник фото: Pexels 

 

Чеботарёва В. аватар
Чеботарёва В.
Записаться
Отблагодарив автора за статью на любую сумму, вы помогаете Фонду помощи хосписам
Отблагодарить

Отблагодарив автора за статью на любую сумму, вы помогаете Фонду помощи хосписам
Отблагодарить

Похожие публикации

Похожие публикации

Как справляться с грустью и печалью? Сколько времени потребуется
Как быстро изменится жизнь после консультации психолога
С какими проблемами обратиться к психологу?
Все наши специалисты обладают правом ведения психологической деятельности и регулярно проходят супервизии, имеют профильное образование и опыт консультирования. Под термином “психотерапия” на сайте подразумевается психологическое консультирование. Психотерапевты и психологи не оказывают медицинских услуг в сервисе Психолограм

Написать психологу?

Написать психологу?

Заходя на сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie и иных данных в соответствии с Соглашением