Телефонофобия: боязнь телефонных разговоров и способы ее преодоления

Телефонофобия: боязнь телефонных разговоров и способы ее преодоления

Телефонные разговоры уже давно стали неотъемлемой частью повседневной реальности. И это закономерно, ведь они — наиболее простой и быстрый способ передачи информации. Казалось бы, что может быть проще — взять в руки трубку и набрать нужные цифры! Но для многих людей это действие — серьезное испытание их нервов на прочность.


Исторический экскурс


Боязнь разговоров по телефону появилась вместе с широким внедрением этого технического средства в повседневный быт. Упоминания такого феномена можно встретить в источниках, датированных началом прошлого века, но взялись за его тщательное изучение только в 80-х годах. У этого явления даже появилось научное название — "телефонофобия" или "телефобия".


В настоящее время данная фобия признана одной из разновидностей социального тревожного расстройства. Она поражает самых разных людей, вне зависимости от возраста или общественного положения и встречается повсеместно.


Почему телефон — это страшно?


Психологи, работающие с этой проблемой, отмечают общую тенденцию у пациентов с телефобией. Обычно их состояние обусловлено страхом получить негативную оценку или отказ. При этом не имеет значения, что обсуждается — повышение в должности или визит к стоматологу.


Для большинства страдающих от телефобии основная сложность заключается в том, что они боятся произвести плохое впечатление на значимого для них человека, от которого может что-то зависеть. Чтобы быть уверенными в себе, им требуется хорошенько обдумать свои ответы, но во время телефонной беседы это, как правило, невозможно.


Многие люди, особенно занятые торговлей, до последнего избегают созваниваться с потенциальными клиентами и предпочитают связываться с ними посредством мессенджеров или электронных писем. Мотивом такого поведения служит нежелание показаться слишком навязчивыми и вызвать раздражение.


Примечательно, что те, кого пугает необходимость позвонить куда-либо, могут прекрасно справляться с другими видами коммуникации: так, общение при личных встречах или в переписке не доставляет им никакого дискомфорта.


Полезные советы


Телефобия может серьезно ухудшить качество жизни и затруднить трудовую деятельность человека, особенно если его работа непосредственно связана с частыми звонками незнакомцам. К счастью, для таких людей существуют способы самопомощи.


Ключевой компонент избавления от страха — разрыв порочного круга, возникающего в результате стратегии избегания. Важно стараться не откладывать вызовы, а совершать их сразу, как только возникла в этом потребность.


Далеко не последнюю роль играет процесс подготовки себя к конфронтации с объектом фобии. Один из самых распространенных методов, используемых для этого — составление плана предстоящего диалога.


Вот его примерные пункты:


1. Поприветствовать собеседника. Текст приветствия может иметь разную степень официальности. Она будет зависеть от того, с кем предстоит говорить.


2. Уточнить, верно ли набран номер и кто поднял трубку: "Это номер такой-то?" "Я бы хотел поговорить с ..." (иногда следует назвать не только имя, но и должность нужного человека. Целесообразно заранее уточнить эти данные).


3. Представиться: назваться полным именем и указать кто вы и из какой организации.


4. Обязательно поинтересоваться, удобно ли абоненту сейчас вести разговор! Это непременное правило хорошего тона.


5. Коротко и емко изложить причину своего обращения. Чтобы не сбиться, можно предварительно записать на бумаге то, что требуется сказать.


6. Поблагодарить за полученную информацию (или за внимание — в зависимости от контекста беседы).


7. Попрощаться.


Если такого списка окажется недостаточно, можно пойти еще дальше и составить своеобразную блок-схему грядущего разговора. При ее построении рекомендуется продумать не только свои фразы, но и возможные реплики собеседника, а уже исходя из них — запастись несколькими вариантами реакции на его слова. Не стоит пугаться, если человек начинает говорить что-то не предусмотренное в схеме. Можно просто слушать его и иногда поддакивать, пока он не начнёт задавать встречные вопросы.


И самое важное напутствие: улыбка — половина успеха! На другом конце провода ее услышат!



Ваше Имя
Ваш E-mail
Укажите ваш возраст
Как с вами связаться? После оплаты мы создадим для вас чат в мессенджере
WhatsApp
Viber
Telegram
Skype
Укажите ваш телефон
Никнейм Telegram
Выберите категорию проблемы, которая вас беспокоит
Опишите вашу проблему
Выберите специалиста
Записаться
Спасибо за заявку!
Мы подберем Вам психолога и свяжемся с Вами!
Оставаясь на сайте, Вы даёте согласие на обработку файлов "cookie" и соглашаетесь с Пользовательским соглашением