Тревога: как превратить врага в союзника

Тревога - одно из самых разноплановых, многоликих психических явлений. В данном случае я хотел бы рассмотреть ту сторону проявления чувства, которая состоит в развитии мышления. Последнее активизируется, чтобы сделать создавшуюся неопределенность более понятной, приемлемой. Чтобы предположить варианты, которые дифференцируются по степени вероятности наступления.
Собственно, как мне представляется, тревога не только развивает мышление, но и инициирует его, является причиной его появления. Первые фрустрации, которые испытывает ребенок, связаны с грудью, но не конкретно с ней, а с ростом продолжительности ее отсутствия. Причем не фактического - между кормлениями, а с того момента, как младенец впервые подумал о груди и до того мига, как она реально появилась.
Вот это предшествующее мышлению взаимодействие младенца с грудью почти ничем не отличается от внутриутробного существования. Фрустрация практически отсутствует, в этой связи у мышления нет причин для зарождения. В этом мире младенца доминирует магия. К которой в результате регрессии часто возвращается психика пограничных и невротических взрослых людей.
Однако на следующем этапе развития фрустрация растет по своей интенсивности и во времени. Теперь для того чтобы грудь появилась, недостаточно о ней просто подумать. Результатом мышления ребенка является выражение недовольства по этому поводу. И зачастую аффекты помогают ускорить появление желанной груди.
Тем не менее, тестирование реальности продолжается и первичная толерантность к фрустрации растет. Если конечно не считать сами роды, то есть появление на свет. Хотя фрустрацией это сложно назвать, там явно что-то поинтенсивнее, вплоть до ужаса.
Следовательно, параллельно идут два процесса: развитие мышления и утрата всемогущества. Причем чем дольше не появляется грудь, тем больше у младенца сомнений в собственном всемогуществе и, следовательно, больше тревоги. Которая реализуется в мыслях, имитирующих реальный контроль груди: где эта грудь, как скоро она может появиться, почему она задерживается и так далее.
Согласитесь, что во многих случаях, в том числе в знаменитом примере про транспорт и остановку происходит примерно то же самое. Пока еще отсутствующий объект, который точно должен появиться, но не появляется, поэтому мысленно осуществляется его всемогущий захват, и эта имитация контроля проявляется вовне: человек демонстрирует свое беспокойство, будто он действительно может повлиять на то, как скоро придет автобус.
Эти осознания являются результатом принятия того факта, что грудь существует сама по себе, она не является какой-то частью самого младенца и не полностью от него зависима, хотя какая-то связь между ними, конечно же, есть. Но реальное положение дел ребенку пока конечно же неизвестно.
В этой связи я бы хотел дать свои рекомендации. На мой взгляд, какое бы чувство ни появилось, в том числе тревога, это происходит не просто так, и это о чем-то важном говорит. Не стоит желать быстрого от него избавления, ведь это в каком-то смысле игнорирование части себя. А также психическая регрессия к тому самому всемогуществу, в котором было возможно моментальное магическое появление груди в результате мысли о ней. Напротив, надо подумать, о чем может говорить тревога, в связи с чем она могла появиться, разобраться с причинно-следственными связями. Что следует сделать в этой связи и т.д.
Многим известно знаменитое высказывание французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно существую». Так вот у этого ученого, как и у нас с вами, появилась такая возможность (мыслить) именно благодаря тревоге, так что, думаю, не стоит избавляться от этого источника культурного и личностного развития.