Что делать если партнер неожиданно умер после 24 лет совместной жизни? Как справиться с болью и горем от утраты любимого человека? Рассмотрим историю одной потери…
Михаил все еще носит черное, несмотря на то, что его жена Анастасия умерла три года назад. Темная одежда - лишь внешний символ его внутреннего состояния. Вдовец не справляется с потерей супруги, с которой он был счастливо женат 24 года, он не может найти в себе силы жить дальше. Его страдания замечают близкие ему люди: друзья, коллеги по работе. Они встревожены и обеспокоены тем, что горе Михаила переросло в тяжелую депрессию.
По профессии Михаил – психолог- терапевт, но он испытывает апатию к работе, больше не видит в ней смысла, не получает от труда никакого удовлетворения.
Обет всегда быть вместе
Михаил снова и снова вспоминает счастливые эпизоды семейной жизни с Анастасией. Он познакомился с ней еще на первом курсе МГУ. Обедали в студенческой столовой, разговорились, и у них сразу же возникло чувство взаимопонимания и близости. Увлечение психологией оказалось их общей страстью, больше всего их интересовали порывы человеческой души, ее чувства и стремления. Они хотели быть счастливыми, помогали друг другу преодолеть страхи, неврозы, стрессы. Они оказались, как говорят, сделанными «из одного теста».
Пара мечтала сделать мир лучше, и он, и она не переставали удивляться, как смогли обрести друг друга и как легко им друг друга понять. Сначала они узнали друг друга, затем между ними возникла страсть. В итоге, они создали счастливый семейный союз. Михаил и Анастасия дали друг другу обет, что они вечно будут вместе.
Постоянный рассказ о прошлом как форма жизни
Михаил не выглядит сломленным человеком или уставшим от жизни, он действует как влюбленный, потерявший свою любовь, которая, однако, все еще придает ему сил и наполняет его жизнь смыслом.
Он снова и снова рассказывает окружающим свою историю любви с Анастасией, не перестает описывать отдельные моменты их совместной жизни: первый поцелуй, свадьбу, поездку в Африку, страну, которую они любили, переживания, когда узнали, что не могут иметь детей, мысли об усыновлении, отказ от этого и сознательное решение наслаждаться жизнью вдвоем в полной мере, общие интересы, любовь к работе.
Михаил после учебы стал психологом- терапевтом, а Анастасия работала в больнице детским психологом. Их семейная жизнь напоминала идиллию. Они всегда были единодушны в принятии решений, имели одинаковые взгляды на жизнь. Они продолжали любить друг друга даже после 20 лет брака. Отсутствие детей не отдалило их друг от друга, а еще больше сблизило.
Утрата Анастасии была огромным ударом, от которого Михаил так и не смог оправиться. Он отдалился от общества, предпочитает уединение, не любит общественные мероприятия, больше всего ему нравится быть одному, он снова и снова возвращается в те места, где был так счастлив когда-то с любимой. Он подолгу сидит в шезлонге у моря, он читает книги, которые читал вместе с ней, он в сотый раз смотрит фильмы, которые они с ней ценили, он готовит себе блюда, которые им обоим нравились. У Михаила сохранилась ее одежда в шкафу, ее духи все еще стоят в ванной. Михаил живет прошлым, в настоящем остается лишь тень того человека, который когда-то был Михаилом.
Глубокая печаль может не соответствовать нашему времени
Михаил считает, что у него все хорошо. Он просто не может и не хочет больше работать как специалист. Михаил считает, что он достаточно обеспечен в жизни, и отказ от профессиональной деятельности – его осознанное решение. Он может позволить себе жить так, как хочет. Михаила интересует его собственная утрата, поддержание любви к умершему человеку, сохранение общих воспоминаний. Возможна, такая форма горя и скорби и не вписывается в современное время, однако, нашего героя это мало беспокоит.
Михаил должен сам стать пациентом психолога?
Михаил полностью отдается своему горю, так он чувствует себя ближе к утраченной жене. То пространство, которое занимает утраченный человек, со временем, все равно, становится меньше, и человек обретет силы жить дальше.
Существуют определенные временные рамки, как долго может длиться подобное интенсивное воспоминание и погружение в прошлое. Эксперты считают, что тот, кто после 14 месяцев утраты все еще не живет своей жизнью, нуждается в помощи специалиста. Михаил с его тремя годами траура значительно превысил данный период «полураспада». Означает ли это, что ему следует самому сесть кресло в пациента одного из своих коллег-друзей?
Нет правильного, не правильного и слишком долгого траура
Михаил считает, что не имеет решающего значения, как долго длится траур, поскольку каждый человек скорбит по-разному. Не бывает правильного или не правильного способа скорби, также, как не бывает похожа та любовь, которую вы испытываете к человеку на чью то другую любовь.
Михаил призывает не пытаться подогнать всех людей под одну норму.
Для мышления нашего общества типично - навязывать, когда горе болезненно, а когда нет. Важно помогать только тому человеку, который чувствует себя больным, то есть, когда ощущается реальная необходимость в действиях.
Михаил хочет сам решить, как долго он будет скорбеть. Может быть, он будет носить черное всю оставшуюся жизнь, никогда не захочет, с кем-то еще соединить судьбу, и он имеет на это право, как самодостаточная личность.
Сохраняя память о жене, он отдает дань их многолетнему счастливому союзу, но это не значит, что он не прав, оставаясь в состоянии скорби долгое время. Это выбор самого человека, которого его нельзя лишить.
Источник фото: Pinterest